Урок Знаний «Моя малая Родина»
Автор: Шиблева Ю.П.
Задачи:
- формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание учащихся гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;
- содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;
- развивать речь, любознательность, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;
- воспитывать патриотизм, бережное отношение к окружающему нас миру.
Оборудование:
Презентация, компьютер, проектор.
- изображение Государственного герба и Государственного флага России;
- герб и флаг Саратовской области;
- карта Саратовской области;
- картины природы нашей Родины, родного края;
Фонограммы:
- песня “Здравствуй Родина?”
- песня «Наш край»
Ход урока:
- Организационный момент.
- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем первый урок в этом учебном году– урок Знаний. Чтобы узнатьо чем мы будем говорить на уроке, отгадайте ребус.Слайд 2
Р1а
- Правильно, мы будем с вами говорить о Родине. О малой родине.(на доске появляется тема урока: «Моя малая Родина»)
- Что человек называет своей Родиной?
Прослушивание песни
(Звучит песня «Здравствуй Родина?»)
- Вы прослушали песню. О чем говорилось в ней?
- А сейчас я хотела бы прочитать вам легенду. Слушайте внимательно.
Легенда: Давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Дети его любили. Учитель давал им хорошие знания. И не было в то время на свете учителей равных ему таланту. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. Однажды бог взглянул на землю и удивился: откуда там за 50 лет появилось так много знающих людей? И Бог спросил, кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог в награду за его мудрость, терпение и труд исполнил его заветную мечту – путешествовать по земле. Для чего и подарил волшебный глобус. СЛАЙД 3.Дотронувшись до глобуса, можно попасть в любую точку земли. Сегодня, ребята, я предлагаю вам с помощью волшебного глобуса совершить путешествие по нашей малой Родине.
- Итак, ребята, сегодня мы поговорим с вами о нашей малой Родине.
- Основная часть.
- Беседа с учащимися
СЛАЙД 4
- Что такое Родина? (Родина – место, где человек родился, где живут его близкие; это сторонка, которая является для него родной; это страна, в которой он живёт.)
- А что для вас, ребята, означает слово «Родина»?
- Как называется наша страна?
- Где она расположена? Покажите на карте. СЛАЙД 5
- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (С домом, с двором, с мамой, с русской берёзкой и т.д.)
- За Родину шли в бой русские дружины, воины князя Игоря, богатыри Куликова поля. Великое слово «Родина» стучало в их сердцах, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучит в музыке композиторов, в слове поэтов.
С древних времен тема Родины стала главной темой отечественной литературы. Ей посвящали вдохновенные строки Пушкин и Лермонтов, Некрасов и Тютчев, Прокофьев и Есенин.
- Родина…Вслушайтесь и всмотритесь в это слово (на 6 карточка со словом «Родина»)
Подберите, пожалуйста, синонимы к слову Родина.
Ответы детей:
- родник, природа, рождение, родня, родной, народ, урожай, родить, родинка и др.
ЩЕЛЧОК
- Наше чувство Родины тоже складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу.
- Ребята! Давайте прочитаем, что пишет о Родине Константин Дмитриевич Ушинский.
- Чтение учащимися текста. Слайд 7
«Наше Отечество, наша Родина, Родина – мать. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили издавна отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и все в ней для нас родное. Матерью мы зовем ее потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережет нас от всяких врагов.
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина».
- Ребята, значение слова «Родина», мы выяснили, а что мы назовем «Малой Родиной»?
- Верно, для нас нашей малой Родиной является Саратовская область, Балаковский район, п.Головановский и п.Грачи.
- Прослушивание песни «Край родной» СЛАЙД 8
-
- Чтение стихотворения .
РОДИНА
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нём умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город родимый, родная квартира,
бабушка, школа, котёнок... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
куст сирени за окошком
и на щёчке родинка –
это тоже Родина.
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
Беседа с учащимися.
- Как называется наше государство?
- У каждого государства есть столица. Назовите столицу России.
- Назовите государственные символы нашей Родины. СЛАЙДЫ 11-12
- Кроме этих трёх официальных символов России есть ещё и неофициальный, но такой родной – это наша русская белоствольная берёзка, глядя на которую, вспоминаешь родные места, вспоминаешь свою Родину.
- Назовите областной центр нашей малой Родины.
- Наш край тоже имеет свои символы.
СЛАЙД 13-19
- Какого цвета флаг Саратовской области?
- Что изображено на гербе?
- Итог урока
- Говорят, прежде чем стать гражданином страны… надо быть гражданином родной школы, города, края, области; знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами, надо просто любить свой край.
Люблю я русскую природу:
Березки в дымке голубой,
Стада, пасущиеся всюду,
И реки с чистою водой.
Люблю лесов благоуханье
И запах скошенной травы,
И пчел роящихся жужжанье,
И шум проснувшейся листвы.
Люблю тебя, земля родная,
За то, что Родина моя!
И не найти прекрасней края,
Чем Саратовская земля!
- В Саратовской области Балаковского района находится много населенных пунктов. И в одном из них живем мы с вами. Как называется это место?
- Чем наши поселки для вас являются?
- Представьте, что вам должны прислать письмо. По какому адресу вам необходимо его отправить? Назовите свой домашний адрес.
- Очень хорошо, что вы знаете свой адрес, правильно называете областной и районный центры, знаете название страны и соответствующую символику, т.е. знаете малую и большую Родину.
- Сейчас, ребята, я предлагаю вам закончить три предложения:
СЛАЙД 20
по ЩЕЛЧКУ
Моя малая Родина – это…
Я люблю её за…
Я хочу пожелать ей…
- Малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!
- Как вы можете заботиться о своей Родине?
- Хотелось бы закончить сегодняшний наш урок такими словами:
На свете всё не бесконечно –
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это Родина моя.
СЛАЙД 21
|