
ИНТЕРНЕТ-ПОДДЕРЖКА - Виртуальное учебное пособие "Стандарты второго поколения: что должен знать и уметь педагог"
ФГОС начального общего образования

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений |
Традиционная деятельность учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку |
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока |
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами |
|
Основные этапы урока |
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя |
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке |
Успеть выполнить все, что запланировано |
Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. |
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) |
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. |
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока |
Преимущественно фронтальная |
Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков |
– |
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся |
Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс |
Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда |
Создается учителем. Выставки работ обучающихся |
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения |
Предметные результаты |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося |
Создание портфолио |
|
Основная оценка – оценка учителя |
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки |
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ |
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Характеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника,
обучающегося в соответствии с ФГОС
Предмет изменений |
Особенности работы с родителями до введения ФГОС |
Особенности работы с родителями после введения ФГОС |
Технология проведения родительского собрания |
Родительские собрания проводятся в традиционной форме (тематическая часть и анализ успеваемости) |
Родительские собрания проводятся с использованием передовых педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой |
Адаптационный период |
Родители не участвуют в организации адаптационного периода |
Родители выступают в роли тьюторов: • присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям; • активно участвуют в организации подвижных игр на переменах; • помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п. |
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями обучающихся |
Отсутствует |
Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями |
Участие родителей в проведении уроков |
Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно родители детей, требующих повышенного педагогического внимания) |
Родители присутствуют на уроках по собственному желанию. Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся |
Совместная проектная деятельность |
Отсутствует |
Осуществляется партнерство "учитель – родитель – ребенок" |
Участие в праздниках |
Родители выступают в роли зрителей |
Родители принимают участие в организации праздников, в ходе праздника |
Информационное взаимодействие "родитель – учитель – ребенок" |
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече |
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при личной встрече. Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, электронная почта). Работа ресурсного центра для родителей и детей: предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций, картотеки ссылок на информационные ресурсы |
|